Сайт Өрлеу

Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях обновления содержания образования

Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях обновления содержания образования

Мансурова В. Х.
магистр физики,
старший преподаватель
ФАО НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Костанайской области

Тема курса: Содержание образовательной среды в условиях развития инклюзивного образования
Время: 4 часа
Цель:
увидеть роль и место ИКТ-компетентности в повышении своего профессионализма
Задачи:
проанализировать свой исходный уровень владения ИКТ-компетентностью;
увидеть пути формирования ИКТ-компетентности учителя-предметника
Результаты обучения:

  • определят свой текущий уровень ИКТ-компетентности;
  • изучат материалы кейса в составе группы;
  • составят алгоритм знакомства с темой остальных участников группы (прием «Аквариум»);
  • проведут взаимообучение в группе (деловая игра);
  • проведут взаимооценку своих работ, руководствуясь критериями и дескрипторами;
  • выполнят практическое задание по выбору.

Ресурсы:

  • презентация-измеритель текущей ИКТ-компетентности
  • ссылки на совместные документы
  • смарт-бейджик
  • разработанные кейсы по темам:
  1. Возможности дистанционного обучения детей с особыми потребностями (системы Мультикинд и Эдуплей)
  2. Возможности мобильного приложения Plickers
  3. Возможности обучающих систем, используемых в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями (системы Мультикинд и Эдуплей)
  4. Использование интеллект-карт в обучении.
  5. Сервис Google в образовании
  • Использование сервиса LearningApps
  • Применение приема «Облако слов»

План занятия (4 часа)

 

Деятельность тренера Используемый прием, деятельность слушателей Ресурсы Время
Тренер организует формирование микрогрупп С помощью смарт-бейджика слушатели формируют 7 микрогрупп по 3-4 человек в каждом. Смарт-бейджик 5 минут
Введение в тренинг.
Для успешного внедрения обновленного содержания образования учителя-предметники должны обладать ИКТ-компетенциями, использовать дополнительные ресурсы, в том числе интернет и формировать у школьников умения находить, обрабатывать информацию по предмету.
Беседа со слушателями о понятии ИКТ-компетентности педагога в условиях развития инклюзивного образования
Прием «Мозговой штурм»
Слушатели беседуют и обсуждают понятие «ИКТ-компетентность педагога», актуальность темы и ее значение в условиях развития инклюзивного образования
6 минут обсуждение внутри микро-группы
10 минут
обсуждение в группе
Тренинг «Мой путь формирования ИКТ-компетентности» (рефлексия имеющихся знаний и навыков).
Тренер представляет на слайде 4 уровня ИКТ-компетентности, поясняя их значения
Слушатели знакомятся с четырьмя уровнями ИКТ-компетентностями. Каждый определяет свой уровень исходя из представленных характеристик. Пожеланию, некоторые могут поделиться своими умозаключениями. презентация 15 минут
Прием «Незаконченное предложение».  Тренер предлагает каждому слушателю обдумать и сформулировать свой путь совершенствования ИКТ-компетентности. Слушатели должны закончить предложения (устно):
На данный момент занятия я понял …
Сегодня мне хотелось бы узнать …
Также я хотел бы научиться …
10 минут
Прием «Аквариум» (Мастерская), Кейс-технология
Для дальнейшего формирования ИКТ-компетентности участники тренинга изучают тему кейса.
Тренер наблюдает, ведет диалог со слушателями во время подготовки ими алгоритма, помогает в случае формулирования группой неполного алгоритма.
Каждая группа формирует свою Мастерскую по изучению темы:
1. Возможности дистанционного обучения  детей с особыми потребностями (системы Мультикинд и Эдуплей)
2. Возможности мобильного приложения Plickers
3. Возможности обучающих систем, используемых в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями (системы Мультикинд и Эдуплей)
4. Использование интеллект-карт в обучении.
5. Сервис Google в образовании
6. Использование сервиса LearningApps
7. Применение приема «Облако слов»
Каждая группа получает ссылку на пустой совместный документ (презентацию), которую они заполняют совместно. Через данный прием работы слушатели могут обдумать возможности использования сервиса Google на своем предмете
Составляют план (алгоритм), с помощью которого они будут проводить обучение остальных слушателей группы.
Также микрогруппа разрабатывает задание (на выбор), которое выполнят остальные участники группы за компьютерами
7 кейсов
Слушатели могут использовать дополнительные источники
Каждая группа прописывает алгоритм и задание в совместном документе.
30 минут
Деловая игра «Решение узкоспециальных вопросов».
Наблюдает, оказывает помощь при взаимообучении, комментирует работы
Каждая микрогруппа, досконально изучив предложенный кейс по теме, становится «узким специалистом». Для проведения взаимообучения в  микрогруппе выбирается «Специалист», который объясняет изученную тему всем участниками группы Совместные презентации, разработанные слушателями в микрогруппах 7 минут каждая группа
Тренер организует взаимооценивание подготовленной группой представления своей темы.
Цель проведения взаимоценивания: перенос полученного опыта при организации своих уроков.
После каждого объяснения слушатели имеют возможность задать вопросы. Каждая микрогруппа имеет оценочный лист с критериями и дескрипторами. Оценивается работа всей микрогруппы, а не каждого слушателя в отдельности. 7 оценочных листов
(представлен ниже).
10 минут
Прием «Ярмарка идей».
Тренер предлагает каждому слушателю выбрать только одну программу, которая для них была более незнакома, но которую они хотели бы изучить.
Слушатели стикером отмечают то программное обеспечение из изученных, которое их заинтересовало более всего. Стикеры по количеству слушателей 5 минут
Тренер предлагает выполнить задание по выбранной программе. Задания были составлены группой «специалистов» Слушатели выполняют выбранное задание за компьютерами. Карточки с заданиями, составленной группой «специалистов». 30 минут
Рефлексия по занятию. Прием «Одноминутное эссе».
Тренер напоминает о том, что каждый участник группы в начале занятия наметил пути развития своей ИКТ-компетентности, что можно отразить в содержании эссе.
Слушатели пишут рефлексивное эссе по всему занятию в течение одной минуты. Слушатели могут соотнести текст эссе с измеренным в начале занятия уровнем ИКТ-компетентности.
Желающие могут прочитать свои записи.
презентация-измеритель 5 минут
Тренер делает вывод о проведенной работе, о полученных слушателями знаниях, о возможностях совершенствования ИКТ-компетентность. 5 минут
 
Оценочный лист работы микрогруппы
Критерий оценивания:
изучат самостоятельно тему, предложенную в кейсе, научат остальных участников группы
Дескрипторы:
·  Распределяют функции в своей микрогруппе, обеспечив вовлечение всех участников в процесс изучения и обучения
·  Используют дополнительные источники при изучении темы
·  Создают совместную презентацию по изучаемой теме
·  Раскрывают большие возможности использования на уроках изучаемого программного обеспечения
·  Формулируют достоинства и недостатки изучаемого программного обеспечения
·  Формулируют методическую и практическую ценность представленного материала
·  Содержательно и понятно описывают алгоритм работы в изучаемой программе
·  Отвечают на вопросы остальных участников группы
·  Комментарии к работе ________________________________

Содержание кейса «Возможности обучающих систем, используемых в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями (Системы «Эдуплей» и «Мультикинд»)
Образовательная и коррекционная система EduPlay (Эдуплей)
EduPlay — комплексное решение для образования детей дошкольного возраста (от 2 до 5 лет), а также для развития детей с особыми потребностями, которая более 15 лет пользуется огромным успехом как у самих детей, так и у преподавателей со всего мира.
Данное решение является не просто специализированным программным обеспечением, а целостной системой. И не случайно. EduPlay содержит в своем составе как уникальное программное решение, так и учебный материал (пазлы, карточки с заданиями, таблицы).
Дети работают в группах по 3-4 человека, что позволяет воспитывать в них командный дух и самостоятельность.
Главная концепция системы EduPlay (Эдуплей) — перед тем, как перейти к работе на компьютере, преподаватель объясняет устно учебный материал, то есть дети поначалу занимаются с дидактическими материалами и различными учебными аксессуарами и только после этого переходят к работе на компьютере, чтобы закрепить полученные знания.
Основными изучаемыми темами являются универсальные темы, такие как: цвета и словарь, алфавит и ориентация в пространстве, целое и части, мир природы и математика, которые помогают развивать в детях творческие способности, зрительную и слуховую память, внимательность и любопытство, и многое другое.
Компоненты системы EduPlay
Мультимедийное программное обеспечение
Интерактивная библиотека программного обеспечения EduPlay состоит из двенадцати тематических модулей (73 базовых задания).  процессе работы с заданиями любого модуля дети развивают важные когнитивные, коммуникативные и социальные компетенции в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Руководство для преподавателя
Руководство для преподавателя включает в себе руководство по работе с системой, рекомендации по интеграции дидактических материалов с заданиями программного обеспечения, а также дополнительные виды деятельности, направленные на интеграцию работы с системой EduPlay в планах занятий.
Клавиатура с подсветкой
Клавиатура EduPlay проста в использовании и предназначена специально для маленьких детей. Клавиатура состоит из шести больших кнопок, размер которых соответствует размеру ладошки ребенка, на панели 30x22x10 см. Клавиатура EduPlay ограничивает количество неправильных нажатий и предотвращает путаницу, которую вызывает у детей стандартная клавиатура компьютера.
Линейки-накладки для клавиатуры
Линейки-накладки позволяют детям постепенно переходить к работе со стандартной клавиатурой. Линейки-накладки размещаются над кнопками с цифрами на клавиатуре и предназначены для определения функциональных кнопок при выполнении детьми заданий с помощью стандартной клавиатуры.
Дидактические материалы: кубики, блоки, фигуры и пазлы
Разноцветные кубики, блоки, фигуры и пазлы, которые входят в комплект системы и позволяют ученику выполнять различные виды заданий, как в свободной форме, так и следуя инструкциям программного обеспечения. Дидактические материалы интегрированы с заданиями программного обеспечения.
Пластиковые коврики для заданий
Цветные пластиковые коврики (100 х 70 см), используемые с дидактическими компонентами системы, размещаются на рабочем столе в зависимости от вида деятельности и задания.
Карточки с заданиями (4 комплекта)
Карточки предназначены для выполнения разнообразных заданий в соответствии с заданными инструкциями, а также для самоконтроля.
Программное обеспечение
Согласно теории когнитивного развития Пиаже, детское мышление развивается от конкретного к абстрактному. Интеграция предметной среды и абстрактного мира компьютера является основополагающим принципом системы Eduplay. Предметные компоненты системы гармонично взаимосвязаны с виртуальной средой программного обеспечения.
Модульность системы Eduplay предоставляет большую гибкость обучения. Темы и виды деятельности полностью адаптированы к существующей учебной программе, систему можно легко настроить для определенного возраста, уровня обучения и умственного развития отдельного ребенка или группы детей.
Содержание кейса: «Возможности мобильного приложения Plickers»

 

Приложение Plickers позволяет проводит фронтальные опросы с помощью одного мобильного телефона. Если предыдущий материал был больше новостного характера, то в этой статье мы бы хотели дать конкретные инструкции — чтобы любой учитель любой школы сразу мог начать использовать Plickers. Также за год в приложении появился ряд замечательных нововведений:

  • появились папки для группировки вопросов;
  • появилась возможность добавлять картинку к вопросам;
  • реализована функциональность очереди.

Как работает Plickers?
Программа работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому ребёнку выдаётся по одной карточке.
Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задаёт вопрос, ребёнок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.
Что нужно для работы с Plickers
один мобильный телефон у учителя под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers;
набор карточек с QR-кодами (о них поговорим чуть ниже);
проектор с открытым сайтом Plickers в режиме Live View. Проектор в целом необязателен, но очень полезен, особенно для создания «вау-эффекта».
Что не нужно для использования Plickers
наличие мобильных телефонов у детей.
Карточки
Карточки представляют собой простые распечатанные бумажки. Идеально — на картоне, в этом случае они прослужат дольше. Распечатка одного комплекта будет стоить в типографии 200–300 рублей, либо это можно сделать бесплатно на школьном принтере на обычной бумаге.
Макеты карточек доступны для скачивания на официальном сайте. Есть 5 различных наборов. В любом наборе каждая карточка уникальна и имеет свой собственный порядковый номер. Это позволяет, например, выдать карточку конкретному ученику и отслеживать при необходимости его успехи, сделав опрос персонифицированным. Если же вы не хотите знать результаты конкретного ученика, карточки можно раздавать случайным образом.
Вот доступные на сайте наборы:
Standard (стандартный): на один лист А4 влезает 2 карточки, всего — 40 различных карточек. Для 99% школ этого хватит, так как количество учащихся явно меньше 40.
Expanded (расширенный): то же самое, что и выше, только карточек 63.
Large Font (большие шрифты): варианты ответов A, B, C, D на карточках написаны существенно большим шрифтом. Это подходит, например, для маленьких детей, которым сложно читать мелкие буквы. Но в то же время это сделает более лёгкой возможность подсмотреть ответ соседа.
Large Cards (большие карточки): то же, что и стандартный набор, но сами карточки больше размером и на один лист помещается ровно 1 карточка. Всего их тут 40.
Large Cards Expanded (большие карточки, расширенный набор): Large Cards плюс Expanded = 63 большие карточки размера А4.
Ещё раз повторимся: для обычной школы стандартный набор является оптимальным выбором.
Интерфейс веб-приложения Plickers
Чтобы начать пользоваться Plickers, необходимо зарегистрироваться на сайте. После этого учитель попадает в интерфейс библиотеки. Вот что мы там видим:
Веб-интерфейс Plickers с пояснениями
Question (вопрос) — ключевая единица системы. Каждый вопрос содержит:
текст. К нему можно добавить картинку. Сам текст не должен быть очень длинным, чтобы вмещаться на экран компьютера при большом шрифте.
тип ответа (варианты ответа и/или система «правда/ложь»)
ответы (их может быть не более четырёх). Правильный ответ выделяется галочкой.
Folder (папка) — группировка вопросов по определённой теме или признаку. Например, «теория эволюции» или «линейные уравнения». Позволяет проще ориентироваться в вопросах. Можно создавать папки внутри папок.
Class (класс) и Queue (очередь). После того, как сами вопросы подготовлены, из них нужно создать очередь для определённого класса. Один вопрос может использоваться сколько угодно раз в любом классе.
Чтобы создать класс, нажимаем на меню «Classes» вверху и на открывшейся странице нажимаем на кнопку «Add new Class».
Как создать класс в Plickers
Самый простой способ — называть классы по их реальному названию: 9а, 9б, 10а и т.п. Если у вас есть деление на группы, для каждой группы имеет смысл создать отдельный класс: 9а-1, 9а-2 и так далее.
После того, как классы созданы, возвращаемся в библиотеку (ссылка «Library» сверху) и добавляем вопросы в очередь к нужному классу. Для этого в интерфейсе вопроса (кнопка Expand в правом нижнем углу вопроса) есть кнопка «Add to Queue»
Добавление вопроса в очередь к классу
Очередь — это последовательность вопросов, которые вы хотите задать указанному классу на ближайшем уроке. После того, как вопрос задан, он исчезает из очереди. Разумеется, на следующий урок его можно добавить опять в очередь, если это необходимо. Эта концепция станет более понятной чуть ниже.
Итого, что у нас имеется на данный момент:
Мы создали папки и вопросы в них.
Мы создали классы, которым мы хотим задать вопросы.
Мы добавили вопросы в очереди соответствующим классам.
Это — подготовительные шаги. Они займут в первый раз некоторое время, но в дальнейшем вам нужно будет только обновлять базу вопросов и составлять очередь. С опытом это будет занимать максимум несколько минут перед уроком.
Теперь переходим непосредственно к процессу опроса.
Процесс опроса
Для опроса очень желательно иметь проектор с подключенным к нему компьютером. На компьютере открываем сайт Plickers, логинимся там и нажимаем на ссылку сверху «Live view». Это специальный режим показа вопросов, которым можно управлять с вашего мобильного телефона. Собственно, сейчас нам и потребуется мобильный телефон.
В мобильном телефоне открываем приложение Plickers. На стартовом экране вам предложат выбрать класс:
После выбора класса вам будет показана очередь вопросов, которую мы задали ранее. Заметьте: вопросы можно создавать непосредственно из приложения, нажав на этом экране кнопку Create. Также, если вы вдруг забыли добавить какой-либо вопрос к очереди, из приложения доступна библиотека, содержащая все вопросы.
Нажимаем на первый вопрос. Вот тут впервые происходит «магия»: как только вы выбрали вопрос на вашем мобильном телефоне, он автоматически отображается на проекторе через режим Live view. То есть вам не нужно находиться у компьютера и переключать что-либо — всё управление ведётся с телефона.
Дети читают вопрос и поднимают с карточки с вариантами ответа. Учитель нажимает кнопку Scan внизу экрана и попадает в режим сканирования ответов.
Plickers в реальности
В этом режиме достаточно просто навести телефон на учеников — приложение автоматически распознает QR-коды всех учеников сразу. При этом можно не бояться «считать» один код несколько раз — Plickers учтёт только один, самый последний ответ. Поэтому, кстати, ученик спокойно может поменять своё мнение «на ходу» — всё это учтено разработчиками программы. В приложении сразу же показывается базовая статистика распределения ответов. Справа внизу имеется кнопка для очистки статистики. Кнопка-галочка по центру внизу завершает данный вопрос и возвращает учителя в очередь вопросов. Далее — повторяем операцию для остальных вопросов.

На этом, собственно, основная инструкция и заканчивается. Кратко резюмируем последовательность действий:

  1. Создаём вопросы.
  2. Создаём классы.
  3. Добавляем вопросы в очереди классов.
  4. Открываем на компьютере сайт Plickers на вкладке Live View.
  5. Выводим через проектор.
  6. Раздаём детям карточки.
  7. Открываем мобильное приложение Plickers.
  8. Выбираем класс.
  9. Выбираем вопрос.
  10. Сканируем ответы.
  11. Повторяем пп. 9-10 с остальными вопросами из очереди данного класса.
  12. Анализируем результаты статистики.

Как можно использовать Plickers?

  1. Фронтальный опрос в конце урока.

Цель — понять, что дети усвоили за урок, а что нет.

  1. Фронтальный опрос в начале урока по предыдущему уроку и/или урокам.

Цель — понять, что усвоилось, а что нужно повторить.

  1. A/B-тестирование подачи материала.

Цель — выяснить, как лучше рассказывать детям тот или иной материал. Берём два класса (или две группы). Рассказываем им один и тот же материал, но по-разному. В конце урока проводим фронтальный опрос и сравниваем результаты.

  1. Проведение тестов / проверочных работ.

При правильной подготовке проверочные работы можно проводить в формате Plickers. Результаты будут доступны сразу, без необходимости проверки и/или наличия смартфонов / компьютеров у детей.

  1. Анализ работы учителя в динамике.

Результаты можно и нужно показывать администрации, которая может контролировать процесс усвоения знаний учащимися. Plickers позволяют реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока.

Самое главное в этом всём — начать. Использование Plickers на уроке позволяет учителю упростить себе жизнь и улучшить обратную связь между собой и классом. Для детей это приложение — своего рода развлечение, позволяющее немного отвлечься от рутинных уроков и в игровой форме отвечать на вопросы. Самое главное, что Plickers — это очень простая технология, которая не требует практически ничего, и которую любой учитель может начать применять хоть завтра.

Содержание кейса «Использование интеллект-карт в обучении»

Глобальная информационная революция вносит огромные изменения во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в образование. Доступ к огромным количествам источников информации расширяет кругозор обучающихся, но и усложняет обучение, т.к. многие из них не обладают достаточной информационно-коммуникационной компетентностью и навыками работы с информацией. ИКТ-компетентность нельзя рассматривать только как технические, компьютерные навыки. Например, некоторые ученики неплохо владеют компьютерными программами на уровне пользователя, но при этом не обладают в достаточной мере такими традиционными способами обработки текста, как составление конспекта и тезисов.  Неумение правильно работать с информацией, как часть информационной некомпетентности учащихся, сказывается на дальнейших, более сложных мыслительных процессах (решение задач, проектно-исследовательская деятельность и т.д.). Учителя начальных классов обучают учащихся элементарным навыкам: пересказ, изложение текста. В среднем и старшем звене развитие этих умений зависит от тех методов и способов работы на уроке в классе, которые предлагают учителя-предметники своим ученикам. Поэтому, важно, чтобы и учитель владел современными приемами формирования прочных знаний основ своей науки. Решение этой задачи в первую очередь связано с формированием понятийно-терминологического аппарата, составляющего основу той или иной учебной дисциплины. Усвоение терминов, применение их на занятиях, вырабатывает навыки обобщения, абстрагирования, классификации, построения связей и явлений, активизирует мыслительную деятельной и, в итоге, умственное развитие учащихся. Если ученики поняли объяснение, это не значит, что они усвоили материал. Разъяснённые педагогом знания необходимо закреплять особыми методами и приёмами. В этой статье рассмотрен один из таких методов запоминания и структурирования фактов – создание ментальной карты (Mind Mapping), а также опыт автора обучения этому методу учителей, повышающих квалификацию.

Ментальная карта это результат реализации техники визуализации мышления и альтернативной записи через создание схем, образов, выделение их цветом. Из-за своего соответствия звеньям мыслительной деятельности они  воспринимаются лучше, чем другие виды графики. Т. Бьюзен и Х. Мюллер в своих работах доказали, что процесс создания ментальной карты не только творческий и интересный, но и способствует активизации мыслительного процесса. В образовательных целях  интеллект-карты можно использовать для запоминания, мозгового штурма, решения задач, в проектной и научно-исследовательской деятельности, презентации и представление проекта. При построении ментальной карты ученик осмысливает изучаемый материал через построения связей, выяснение причин и следствий, упрощение сложных понятий, творчество. Все больше исследований, проводимых различными университетами, подтверждают, что ментальные карты повышают уровень креативности и продуктивности человека минимум на 300 % [4]. Процесс создания ментальной карты несложен, но требует тщательного вдумчивого изучения материала. На листе формата А3 в центре карты необходимо поместить образ изучаемой проблемы, возможно в виде значка или схематического рисунка. От центра отходят основные ветви с подписями, которые означают главные разделы карты. Возможно деление основных ветвей на более тонкие. На каждой ветке пишется ключевой слово, которое поможет вспомнить понятие. Тони Бьюзен советует использовать крупные печатные буквы, различное визуальное оформление – форму, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки. На каждой линии пишется только одно ключевое слово; размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности, что позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном; длина линии должна соответствовать длине слова. Ментальные карты можно составлять не только на бумаге, но и в электронном виде в специальных программах. Программ для создания интеллектуальных карт множество, бесплатных (FreeMind) и платных (iMindMap), также есть онлайн-сервисы, например MindMeister. Как правило, работа с этими программами не требуют глубоких знаний компьютерных технологий (есть и исключения).

Рис.1. Первоначальная структура ментальной карты.

Практическое обучение учителей процессу составления интеллект-карт автор начинает с повторения правил  их составления. Затем слушатели сами составляют карты, работая в группах по 4 человека (на листе формата А2, А1) по разным темам. Так как аудитория  представлена учителями разных предметов, лучше выбрать темы педагогического профиля, близкие к теме самого прослушиваемого курса. Например, ниже рассмотрен пример создания ментальной карты по теме «Методы педагогического исследования». Группу нужно обеспечить также фломастерами и  бумажным вариантом конспекта по теме (это может быть статья или небольшая книга). Возможно, это будет не изучение материала, а осмысление пройденных, на более ранних занятиях тем, тогда слушатели работают без литературы (метод «мозгового штурма»). Обязательно, каждая группа представляет свою карту, с целью обозначения особенностей использования элементов, значков, рисунков, цветов, линий, что способствует еще  более творческому подходу в составлении ментальной карты. Если позволяет учебное время, можно познакомить слушателей с одной из компьютерных программ по созданию ментальных карт  и воссоздать «бумажную» карту в электронном виде. Чтобы учителям показать все возможности работы с интеллект-картой, проводятся и другие активные формы работ,  например, «передать» свою тему другой группе и т.д.

После изучения теоретического ресурса (в нашем пример это веб-страница с лекцией о методах педагогического исследования http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_2.html) группа слушателей начинает рисовать карту, обсудив ее основную структуру. Сначала это делается простым карандашом, создаются ветки разделов и подразделов (рис 1). Слова лучше писать в горизонтальном направлении. Уже на данном этапе, надо оставить свободно место для изображения следующих связей. Затем каждый из подразделов изучается более точно, возможно образовав дальнейшие линии, например, на рисунке 2, показан фрагмент карты от ветки «беседа».После проработки всего материала наступает самый творческий этап: выделение цветом, толщиной, размером. На рисунке 3 видно, что ветки разделов разного цвета, сначала они толще (как бы выделяя главное), а на подробностях становятся тоньше. Очень хорошо способствует запоминанию и мышлению изображения значков или рисунков. Например:   метод «научное наблюдение» пометили изображением бинокля, особенность «объективность» – изображением весов. Здесь нужно использовать изображения не самого параметра (это не всегда возможно, особенно на научных понятиях и определениях), а изображения-ассоциации, например «закрытые и открытые анкеты» изобразить рисунком полуоткрытой двери. Основной принцип при оформлении карты – использовать любые способы выделения, запоминания связей и классификаций.
После занятия со слушателями необходимо обсудить возможности использования карт на уроках, обозначить технологии, которые сопровождаются интеллект-картами и проблемы, с которыми можно столкнуться при обучении детей данному приему визуализации мышления. Так как разработка ментальной карты занимает немало времени (в рамках урока), обычно ею занимаются на итоговых занятиях или используют в проектной, исследовательской деятельности. В старших классах, с сознательными учениками интеллект-карту можно приспособить и для контроля усвоенных знаний, предложив им выделить желтым, зеленым и красным цветом частично усвоенные, полностью усвоенные и неусвоенные понятия соответственно. После такой работы обязательно надо проанализировать работу учеников совместно. Создание ментальной карты – творческий и сложный процесс, которому надо учиться, преодолевая проблемы. Но результат стоит того, так как сопровождается процессами активного мышления и запоминания, повышая эффективность обучения в несколько раз.

Список литературы:

  1. Балан И. В. Использование ментальных карт в обучении // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 58-59.
  2. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% [Текст] / Т. Бьюзен. – М., 2007. – 96 с.
  3. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей [Текст] / Х. Мюллер. – М., 2007. – 126 с.
  4. Супермышление — это просто! [Электронный ресурс]: Менеджмент.com.ua.:. Інтернет-портал для управлінців / И. Примак // «Управление компанией» — 2008.— № 2.— Режим доступа: http://www.management.com.ua/ interview/int148.html.- 15.08.2016.

Содержание кейса «Сервис Google в образовании»

Сервисы Google в образовании. Примеры их использования в педагогической практике.

Google предоставляет набор сервисных решений, с помощью которых можно организовать работу в группе.

Данный сервис позволяет хранить файлы в удаленном сервере и получить к ним доступ с любой точки. Пользователю после регистрации, бесплатно предоставляется 5 Гб места. Этого достаточно, чтобы хранить текстовые документы, презентации, фотографии и т.п.

Google сервисы открывают огромные возможности для работы педагога при условии, если уметь пользоваться этими инструментами, и знать, как всем богатством пользоваться для достижения желаемого результата.

Название сервиса Google Как можно использовать данный сервис
Документы Google Данный сервис позволяет документы загружать и создавать, хранить, просматривать, совместно редактировать их с любого компьютера дистанционно.
Презентация Google Создавать презентации, редактировать их в совместном доступе. Применим для создания коллективных презентаций при осуществлении проектной и исследовательской деятельности, занятий при дистанционном обучении.
Таблицы Google Таблицы Google можно использовать при составлении  различных отчётов,  диаграмм, опросов, анкет и т.п. Но основное достоинство — возможность редактировать их совместно, и публиковать на сайте.
Форма Google Создавать тесты, анкеты, опросы, викторины, которые можно публиковать на сайте. Можно использовать при осуществлении дистанционного обучения.
Рисунок Google Используя сервис Рисунок Google, учитель может самостоятельно создавать схемы к изучаемым темам. Большой плюс данного сервиса — совместное редактирование при предоставлении доступа. Также схемы можно вставлять в текстовый документ, презентацию, сайт. Для совместной работы Рисунок Google можно использовать в проектной деятельности, при организации групповой работы на уроке и во внеклассных мероприятиях.
Блог, сайт, группы Google Блог, сайт можно использовать для создания сайта класса или блога учителя, формирования сайта-портфолио ученика, создания веб-старницы с учебными материалами, для размещения домашних и практических заданий и т.п.
Группы — для обсуждения вопросов, связанных со школой; для рассылки учебных материалов; для организации дистанционных курсов.
Календарь Google Для планирования и организации времени в школе: установка сроков сдачи заданий, организация встреч с коллегами и родителями.
Для создания календаря исторических дат, рождения ученых.
  1. Сотрудничество в среде Google [Электронный ресурс] / Веб-сайт. — Режим доступа: http://sites.google.com/a/pednn.ru/ged/Home
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

Остальная информация находится по ссылке:

http://imrc-2015.blogspot.com/p/google.html

Содержание кейса «Применение приема «Облако слов»

Сегодня речь пойдет о сервисах по визуализации информации — создание «облаков» или генерация облака ключевых слов. Инструкций выкладывать никаких не буду. Поговорим о применении данных сервисов в образовательной деятельности. Но начнем с того, какие вообще существуют «облачные сервисы»:

Сервисы по созданию  облака ключевых слов.

1.Tagxedo http://www.tagxedo.com
Регистрации не требует. Созданное облако можно представить в любом виде. Есть возможность изменения цвета, размера, положения, формы, фона и расстояния между словами, а также загружать свою картинку для создания облака. При наведении мыши на слово, оно выделяется и представляется как гиперссылка. Сервис позволяет сохранять облако картинкой на ПК в разных форматах и качества, дает код для вставки как картинки, так и флеш.Сервис дает возможность распечатать готовую картинку (для раздаточного материала ученикам)

  1. Tagul http://tagul.com— создает облако слов из текста, взятого с указанного URL (адрес веб-страницы) или введенного (скопированного) пользователем. Облако может быть представлено в различных формах и цветовых гаммах. Каждое слово в облаке при наведении на него курсора выделяется и представляется как гиперссылка.
  2. Word It Out http://worditout.com— создает облако из текста, который вводит пользователь. Регистрации не требуется. Цвет фона, текста и размер слов легко меняется.
  3. Wordle  http://www.wordle.net– онлайн-сервис, позволяющий создавать красивые облака ключевых слов. Работает с использованием Java. Результат предлагает сохранить в публичную галерею. Сервис позволяет менять цветовую гамму, шрифт, расположение, направление слов и.т.д

Инструкция.Обработчик текстов wordle.net («Nachalka.com»)

  1. WordCloud http://wordcloud.pagemon.net— это несложный сервис, делающий из страницы любого сайта «Облако». Нужно только ввести адрес сайта и все:
  1. ImageChef http://www.imagechef.com/ic/word_mosaicРусскоязычный ресурс позволяющий создавать мозаику из слов. Созданную картинку можно сохранить к себе на ПК, добавить html-код на сайт, отправить по электронной почте или поделиться в социальных сетях. Есть возможность создать собственную картинку для облака (нарисовать).
  2. TagCrowd http://www.tagcrowd.comСервис для создания облака тегов. Текст берётся из обычного текста, URL страницы или загруженного файла. Готовое облако, вы можете редактировать практически на любом этапе и скопировать HTML-код для вашего сайта. Единственный минус сайт не распознаёт русский язык. (Мне не понравился!!)
    8. ManyEyes  Инструкция и пример работы.  По материалам блога Делитанта
    PS: Если Вы нашли еще сервисы, то оставляйте ссылки в комментариях :)

Read more: http://schoolservis.blogspot.com/2014/04/blog-post_25.html#ixzz4qYyjFtJD

Идеи использования сервисов “Облака слов” в образовательной деятельности

Казалось бы, такой простой сервис по созданию «Облака» из слов или символов, а оказывается, у этих сервисов огромные перспективы в применении. Возьмем обычное задание: Угадать по картинке автора и произведение.

Такая постановка задачи для учащихся будет интересной и необычной.

А сколько еще можно придумать вариантов использования таких сервисов (о них я писала ранее)!

Давайте посмотрим таблицу, в которой представлена лишь небольшая часть примеров использования сервисов по созданию «облаков» из слов.

Идеи использования сервисов по визуализации информации —

создание «облака» из ключевых слов.

Read more: http://schoolservis.blogspot.com/2014/04/blog-post_27.html#ixzz4qYxyOTWt

Предмет Вариант использования Пример
На облаке слов располагаются основные понятия по данной теме. Ученики выбирают знакомые понятия и рассказывают или объясняют данное понятие.
История Расположить хронологию по теме, ученики выбирают даты  и дают ответы.

А можно наоборот, предложить в облаке основные исторические события.

Химия 7 класс, тема “Свойства агрегатных состояний веществ”. Создаются 3 облака: в 1-свойства жидких веществ, во 2-свойства твердых веществ, в 3- свойства газообразных веществ. В каждое из облаков необходимо добавить лишние слова, которые учащиеся должны исключить, аргументируя свой ответ. Аналогичным образом можно добавить облака, содержащие названия веществ, относящиеся к конкретному состоянию, но имеющие лишние слова, которые учащиеся должны убрать.
Словарная работа.
Литература При  работе со стихотворениями. Задание: “Собери стишок”.
При постановке темы урока
Урок литературного чтения в начальных классах 1-4 классы. Тема “Устное народное творчество”. На данных уроках можно в каждое ОБЛАКО поместить по одной поговорке или пословице, которые обучающиеся должны будут отгадать. По данной теме (при обобщении учебного материала) можно провести  игровой марафон,  разбив класс на команды и предложив каждой из них расшифровать ОБЛАКА.
Урок литературного чтения При обобщении по разделу или теме: собрать в облаке имена героев произведений, добавить лишних для исключения.
“Найди лишнее слово”.
Математика Устный счет на уроках математики. Создание проблемной ситуации (есть примеры, которые учащиеся не могут решить).
Математика Облако математических терминов, знаков, цифр.

Задание: Самостоятельно составить примеры для устного счета.

Геометрия Повторение теоретического материала. При изучении темы “Признаки подобия треугольников” или “Признаки равенства треугольников” в облако внести ключевые слова из признаков и предложить ученикам составить признак по ключевым словам.
Химия Для актуализации знаний предложить найти в облаке правильно составленные формулы химических веществ,
Анатомия Знакомство с генетическими понятиями.
Литературное чтение “Собрать” стихотворение из отдельных слов в облаке.
Литературное чтение Указать фамилию одного автора и слова из названий его произведений.
Проблемный вопрос Учитель предлагает ученикам в облаке прочитать главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течении урока
Русский язык Словарная работа перед написанием сочинения
Внеклассная работа Конкурс плакатов с использование облака слов

http://veselova102.livejournal.com/296869.html

Конкурс социального плаката, пропагандирующего чтение «Читать не вредно. Вредно не читать», инициатором, которого выступило издательство «ЭКСМО»
Коррекция нарушений устной  речи младших школьников

Этап автоматизации звука.
Облако в виде нужной буквы заполнено:
слогами (прочитать)
словами с отрабатываемым звуком и без (найти слова со звуком)
словами с отрабатываемым звуком (найти слова, в которых звук в начале слова, в середине, в конце)
словами (составь предложение из данных слов)
скороговорками

Внеклассная работа Создание логотипа команды. Создание логотипа для презентации, реферата, творческого задания.
Создание графической шпаргалки по тексту. Выделение ключевых слов. Использование ИКТ при реализации программы «Стратегии смыслового чтения» (Кочергина Татьяна)
«Облако эмоций» — рефлексия после проекта, конкурса и.т.д. Мнения о проекте в облаке.

Задание:  поделиться  впечатлениями  об  участии  в  проекте  в  формате  облака  эмоций  с  использованием  сервиса  генерации  облаков  ключевых  слов.

Использование социальных сервисов  WEB  2.0  во внеурочной деятельности со школьниками. http://sibac.info/13437

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code

Яндекс.Метрика